Волшебная мастерская

МБУ ДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МР «КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН»

Ю:
«ДДТ»
залиева
2024 г.

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № -(
от « О А » О Q 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬ Н ам
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИТОГРАММА
«Волшебная мастерская »

Направленность: художествен лая
Уровень программы: ознало ггельчт i
Возраст воспитанников: И 1' л л
Срок реализации: 2 года

Педах ог дою пните.
образдпю! я- Магомеде а
Лутх К’угаевна,

с. Новокаякент
2024 г.

Пояснительная записка
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране
нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое
обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и
навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный
подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте,
т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно
эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии
творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но
и развивать способности к творчеству. Немаловажно и то, что, ребята
занимаясь в коллективе единомышленников, учатся уважению к труду и
человеку труда, самостоятельности и ответственности за собственные
действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности
самоутвердиться путём достижения определённых результатов в
соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно
воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам
адекватно воспринимать окружающую действительность.
Направленность программы - художественно эстетическая.
Новизна дополнительной образовательной программы объединенш
«Волшебная мастерская » состоит в том, что дети учатся сразу нескольким
основным техникам: работа с бумагой, с природным материалом, с
пластилином, с бросовым материалом. Сегодня, в век технического
образования, необходимо приобщить детей школьного к техническом)
творчеству через игру, занятия по труду. Для конструирования используются
материалы, которых много в нашей повседневной жизни (картонные
упаковки, пластмассовые упаковки одноразового питания, пластиковые
бутылки из-под напитков, различные бумаги и т.д.).
Актуальность. Работа в объединении «Волшебная мастерская» прекрасное средство развития творческого мышления, умственных
способностей, мелкой и средней моторики рук детей . Формируется
целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, развивается техническое
мышление, навыки конструирования.
Практическая значимость. Содержание программы представлено
различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение
обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами у1 юг
работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с
природным и бросовым материалом и т.д.), изготовление игру? ick
аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.
Педагогическая целесообразность. Работа в объединении расширяет г:
углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, г.
также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения,
получаемые детьми на занятиях в творческом объединении «Волш ! на:мастерская». Работа кружка организуется с, учетом опыта детей, их
возрастных и индивидуальных особенностей.

Вид программы - модифицированная разработана с учетом местных
условий, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного
режима конкретного детского учреждения
Цель программы объединения развитие творческих способностей
школьников , создание сплоченного детского коллектива через воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Основные задачи программы
Обучающие:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке
различных материалов;
- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому
обучению;
- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх,
театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Развивающие:
- формировать потребность в самопознании и саморазвитии;
- способствовать развитию самостоятельности в работе и творческой
активности.
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести
начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- формировать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год - 144 часа, 4 часа в неделю, продолжительность занятия по 2
академических часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год - 216 часов, 6 часов в неделю: занятия проходят 2 раза в неделю
по 3 академических часа или 3 раза в неделю по 2 часа.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий
используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Рекомендуемый возраст детей: 11- 13 лет. Обучение групповое (возможно
индивидуальное). Группа формируется в количестве 13-15 человек по
принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно
осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на
эффективности работы. <>
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения - 144 часа
2 год обучения - 216 часов.

Программа составлена по принципу последовательного усложнения
техники выполнения моделей от простого к сложному.
Формы и режим занятий.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов,
опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников
и условия работы в данной группе.
Программа всех разделов объединения усложняется от занятия к
занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших
форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята
видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим
определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках
обучения:
• - аккуратность;
• - четкость выполнения изделия;
• - самостоятельность выполнения;
• - наличие творческого элемента.
Ожидаемые результаты.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки,
самооценка, коллективное обсуждение и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• названия ручных инструментов, материалов, приспособлений,
предусмотренных программой;
• правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
• правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
• способы обработки различных материалов, предусмотренных
программой.
Обучающиеся должны уметь:
• правильно пользоваться ручными инструментами;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех
видах технического труда;
• организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во
время работы;
• бережно относиться к инструментам и материалам;
• экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки,
угольника;
• самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
• правильно выполнять изученные технологические операции по всем
видам труда, различать их по внешнему виду.
Методы обучения
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

3.

Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы^
1. Выставки детского творчества
2. Участие детей в районных и республиканских выставках декоративно­
прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
3. Итоговая аттестация.
Учебно-тематический план 1-й год обучения)
Количество часов
№/
Разделы. Темы.
теория практика
п/п
всего
1.

Вводное занятие. Материалы и
инструменты. ТБ

2

2

2.

<Волшебница природа)

20

2

18

3.

<Бумажная фантазия)

10

2

8

4.

<Вцарстве тканей и нитою

24

2

22

5.

<Пластилиновая страна)

20

2

18

6.

<Остров ненужных вещей, посуды)

24

2

22

7.

Папье - маше

20

2

18

8.

Декупаж

20

2

18

9.

Итоговая аттестация. Заключительное
занятие.

4

2

2

144

18

126

Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения)
Тема 1: Вводное занятие. Материалы и инструменты. ТБ
Теория: знакомство с кружком организацией работы. Знакомство с техникой
безопасности, с материалом и инструментами для работы. Правила
поведения в кабинете для занятий.
Тема 2: «Волшебница природа»
Теория: Работа с природным материалом - изготовление аппликаций;
художественное конструирование. Определение природного материала для
работы изготовления аппликации. Знакомство с художественным
конструированием. Познакомить с основным понятием “композиция”.
Способы и правила её составления.

Практическая работа. Применение формы в композициях 3;
<зк
природного материала, изготовления различных композиций из .
се
орехов, цветов, семян, шишек, желудей, орехов, косточек и т.д.
Тема 3: «Бумажная фантазия»
Теория: Техника безопасности при работе с режущими инструментами
клеями. Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возр :т ш
группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные <
:>бь
ее обработки и использования.
Практическая работа: Выполнение аппликаций из вырезанных ,
мозаика - из элементов, полученных путем обрывания. Пос
усложняется обрывная аппликация. Обрывание производи;
криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесен;
выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не пле те,
объемные аппликации.
Знакомство с искусством мозаики. Выполнение сплошной мот к и
обрывных кусочков, получение полу объёмной мозаики, изменяя
бумажных элементов.
Склеивание объемных елочных игрушек из бумажных пот
скручивание полосок в виде фигурок животных.
Работа в технике оригами изучение основных приемов складьн и- и:
бумаги и базовые формы. Выполнение более сложных объектов з
тк.
оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединят л
композиции.
Тема 4: «В царстве тканей и ниток и использованием остатков»
Теория: Познакомить учащихся с материалами с необходим?
работы. Как можно использовать остатки тканей и нитей для
ок
украшения и художественного оформления изделий.
Практическая работа: Выполнение разных панно из кусочков
Заготовки косичек из ниток для панно.
Тема 5: «Пластилиновая страна»
Теория: При работе с пластилином дети учатся намазывать ш
дву
тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки сте
другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, э.
мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного
для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомств:
видом работы изменяется техника нанесения пластилинового
т
однотонный фон становится разноцветным. Знакомый констру;
ты:
способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных укр
Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска,
отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объедм
изученные способы в работе по собственному замыслу.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матерь:
?г
лепки - пластилином, особенности работы с пластилином,
использовать в своей работе несколько цветов пластилина, о где

маленькие кусочки от основного куска, работать вместе с другими де
общем панно.
Практическая работа: Развитие навыка использования ос
приемов работы (защипление, заминание, вдавливание и
скульптурными материалами - пластилином. Работа с пластикой
формы, изучение приемов передачи в объемной форме фактуры. Вы
различных аппликаций, картин из пластилина.
Тема 6: «Остров ненужных вещей, посуды»
Теория: В качестве бросовых материалов используются плас
бутылки, банки из под чипсов, камни, упаковка от яиц, пустые кое
банки.
Практическая работа: изготовление цветов из пластиковых
изготовление органайзера из банок под чипсов, аппликации км
«Веточка»;
«Ёж-грибник»,
Тема 7:Папье- маше (10 ч.)
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая
прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных
наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной '
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся пртехники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочка бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует га
аккуратности. А в результате можно создать такие замена
произведения, что вы не пожалеете потраченного времен
маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь па
ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни
работы с инструментами, а также овладевает различным \
художественной деятельности - рисованием, аппликацией,
моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различны vi
предметов, что способствует развитию пространстве! того мы и:
наиболее точного восприятия предметов.
Тема8. Декупаж ( 10ч.)
Де купаж (Decoupage или decoupage) это искусство украшения пг
путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со спецн.
эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие
золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например к.коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или с гг
произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаг.
несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и ре
будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционно':-.

с

м.

сг

оа

может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлих
полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как
развития некоторых других видов прикладного творчества, но к
интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Ь
Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту тех
ли китайские крестьяне у кочевников научились способ^ украшаю
вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали
стены погребений своих предков различными аппликациями i
научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка - 'оке в Г
Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы у крас и
фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либс
призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или дек;;
шнурами и тесьмой.
Тема 9: Итоговая аттестация. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов работы кружка за год.
вспоминают темы, изученные в течение года, рассказывают и п.
свои работы, объясняют, чем они им понравились. Проведение гес
по основным темам занятий.
Практическая работа: оформление итоговой выставки, нагрг
лучшие работы.

>

• ;

Учебно-тематический план 2-й год обучения)
Количество часов
Разделы. Темы.
теория практика
всего

№/
п/п
1.

Вводное занятие.

6

3

3

2.

Работа с бумагой

24

6'

18

3.

Лесное царство (поделки из
природного материалов)

18

18

4.

Чудеса своими руками (из
пластилина)

9

9

5.

Предновогодние хлопоты

15

15

6.

Квиллинг

48

7.

Изготовление объёмных открыток к
23 февраля и 8 марта

6

8.

Поделки на основе нитяного кокона

18

3

15

9.

Лоскутное шитьё

33

8

25

10. Изделия из газетных трубочек

33

1

32

11. Итоговая аттестация. Заключительное
занятие.

6

Итого:

216

1

47
6

6
22

194

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Волшебная мастерская:>( год
Тема 1: Вводное занятие. Материалы и инструменты. М
Теория: знакомство с кружком организацией работы. Знаке
техникой безопасности, с материалом и инструментами для заботы
поведения в кабинете для занятий.
Практическая работа:
- объясняю им правила техники безопасности с матер
инструментами для работы, правила поведения в кабине' г где
занятия.
- закрепление правила технике безопасности детьми
Тема2: Работа с бумагой.
Теория: Техника безопасности при работе с режущи . 1 т
клеями. Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех ь
группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различны •
ее обработки и использования.
Практическая работа:
- объяснение техники безопасности с режужими икс \ ? : а:- показ правильного выполнения работы канцелярс им .тожот
- выполнение детьми работу с канцелярским ножом и буит ей
Тема 3: Лесное царство (поделки из природного мачты
Теория: В настоящее время возникает необходимо
; Г
укреплении связи ребёнка с природой и культурой, чрудот и
Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, •
и ценность. Работа с природными материалами пом:г
воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, т;:^ д '
любовь к прекрасному. Занимаясь конструировав те>
материалов, ребёнок вовлекается в наблюдение за пр рэ . : .
ближе знакомится с растительным миром, учится б;у
окружающей среде.
Практическая работа:
- собираем природный материал, сушим
- из желудей делаем топиарий: делаем плотный
вставляем ножку, а потом на шар наклеиваем желуди по
- готовый топиарий красим краской золотой распьпщ
раствору и высохнуть
- берём стаканчик из под сметаны
- разводим раствор и готовый топиарий на ножке в
Тема 4: Чудеса своими руками (из пластилина).
О'

Теория: При работе с пластилином дети учатся намазывав
тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки .
другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками,
мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобрази шло;
для создания аппликаций на картоне и стекле. По мерс л:..ко.:
видом работы изменяется техника нанесения пласти.кидо!
однотонный фон становится разноцветным. Знакомый kohctj
способ лепки усложняется нанесением на изделие наг.силе! д.ч
Лепка животных, людей, посуды выполняется из цокот.:
отдельных частей. На заключительных занятиях дети дс. vo
изученные способы в работе по собственному замыслу.
Практическая работа:
- берём картон и рисунок переводим на картон
- каждую часть рисунка заполняем пластилином по к
Тема 5: Предновогодние хлопоты.
Практическая работа: Делаем игрушки символ год.. . Де. ..
игрушки на ёлочку. Для работы мы можем
гофрированную бумагу, кусочки ткань, ср г нзу
фурнитурой, бисером, паетками.
Тема 6: Квиллинг.
Теория: Изготовление открыток ко дню учите .
вырезания (вырезание из бумаги, сложенной попе там
сложенной в несколько раз, вырезание по частям) Оформлен д
Узоры из бумажных лент - квиллинг. Из истерии
готовых работ. Обсуждение образца, подготовь:’ г : г
эскиза, изготовление картин из бумажных полос
Практическая работа:
- разрезаем цветную бумагу на полоски 0,5 см. и:
модели разного фасона
- берём картон на его наносим рисунок
- заполняем модулями рисунок по цвету
- готовую работу оформляем в рамку
О'
Тема 7: Открытка для мужчин на 23 феврале и д ;
объёмные.
Теория: Изготавливаем открытки из бумаги к
цветы из бумаги, фигурки.
Практическая работа:
Изготовление объёмных открыток к 23 февраля
способ вырезания (вырезание из бумаги, сложенной п

л.
л

бумаги сложенной в несколько раз, вырезание по чаег> л.
изделия.
Тема 8: Поделки на основе нитяного кокона.
Теория: Виды и свойства ниток. Способы изготоч
и
ниток. Правила техники безопасности при работе с к. ч,- ■
Надуваем шарик нужной величины. Обматываем его ни кои
смоченной в клее. Готовый кокон вешаем и сушим до полной.
Дальше украшаем.
Практическая работа:
- разводим клей, берем нитки ирис или № 1С
- пропитываем клеем
- надуваем шарик
- пропитанные нитки клеем наматываем ко шарик л
форму
Тема 9: Лоскутное шитьё.
Теория: История лоскутного шитья. Материалы
шитья. Техника безопасности при работе
инструментами. Виды тканей. Подбор ткани для приди,
цвету. Изготовляем эскиз прихватки. Правила кроя ткани
Практическая работа: Изготовление шаблона для пр ч
шаблону. Отработка навыков работы с иглой Сое
машинные швы. Сборка изделия. Основные приёмы
■
>
шитья. Стёжка. Ручная и машинная стёжка.
Тема 10: Плетение из газетных трубочек.
Теория: Плетение является одним из ,г,;чвш-\
плетении, следует отметить, что существуют огромное
техник и материалов, используемых в этом виде руке о.
V]
одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение
- оригинальное время препровождение, з а н т е л
вид рукоделия, который стал очень популярн
в >
плетении из газетных трубочек можно использоват- с-:
- из листов газеты свёрнутых трубочкой делают л
коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Практическая работа
- газету разрезаем на полоски шириной Зсм
- берём полоску и спицу и скручиваем дчбочч
нужное количество трубочек
- выбираем изделие которое будем делать
- плетём по схеме
■

(у

- готовое изделие красим акриловыми красками или ;
-украшаем изделие
Тема 11: Итоговая аттестация. Заключительное зам*
Практическая работа: Подведение итогов работы. Отче
просмотр работ, выполненными детьми за год, чх
итоговой аттестации.

г

Методическое обеспечение ирогра
Перечень оборудования, инструментов и материал лт
реализации программы: рабочий стол, ножницы, канцелярски
спицы, отрезки ткани, нитки вязанные, газеты,
природный материал, атласные ленты, фурнитура, ' г j о а
Методические рекоменд; v аз:
Задачи данной программы будут выполнены, е
•я
занятии займет позицию «Я хочу это сделать саг а Р
не столько помочь в изготовлении, сколько создал, у
потенциал будет использован полностью.
На занятии должна быть специально ор
направленная на обеспечение понимания це.
о
практической работы, и должным образом с л ал • •
деятельность ребенка по преобразованию материала
теоретическую часть занятия должно отводиться :лро
на практические действия. Это обосновано тем, что
под руководством педагога можно ускорить,
динамичной, веселой, захватывающей фс ±
практические действия должны вестись чете ■
индивидуальном ритме, обеспечивающем форм ро л
на должном уровне. Следует помнить, что восг л
потенциал занятий снижается, если ребенок при
те:
диктовку» учителя по принципу «делай
подражательной деятельности заложены большк
детей, но задержка школьников на этом уро
о
сказывается на их развитии: они станс
беспомощными при решении самых простыл з
инструкционных и технологических карт увели : гл
практическую работу, позволяет наиболее подг :г,самостоятельно, а педагогу иметь большую вс
менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурС-л-.
в том, что под общим руководством педагога школы
выполняют интересующие их трудовые задания. 1 с .
трудоемкость этих заданий должны подбираться с
индивидуальных особенностей школьников и боыуюж.всем необходимым для успешного выполнения намечен
Планирование имеет направленность на фирмлр
трудовых умений и навыков. Большое значение при.,
правил культуры труда, экономного расходов!, :я ы
отношения к инструментам, приспособлениям и ма: >р...
Изготовление изделий необходимо строить на р.-. ы ч.
по образцу, рисунку, простейшему чертежу, э сс
ребенка с учетом индивидуальных особенностей и vu..-:.
При изготовлении какого-либо изделия ребе
последовательность выполнения действий, пор:
Пропуск самой незначительной операции или .юор
который нужен в данный момент, - все это сразу
работы.
Главной задачей педагога, проводящего з
iv*.,
развивающем характере обучения, заложенном г
решение этой задачи будет состоять в том, что
объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; ;е. . ,
новыми сведениями, торопить детей и сразу же , .
что-то не получается. Ребенок должен пробоват
учится быть взрослым.

Список литературы, используе МЫИ

МСЩ&А;. G&

1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», IV Т.ОО1

2. Выготский Л.С. Воображение и творче
“Просвещение”, Москва 1991.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из б
“Просвещение”, Москва 1982.
4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. L упен
“Искусство в школе”, Москва 1995.
5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. - М.:Мзда
Валерии СПД, 2003 - 176 с.
6 .С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: И ;дз:
Валерии СПД; 2003. -240 с.
7. Интернет - ресурсы.

Список литературы, рекомендя

Д-tiа

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”
1982.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные
Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных л е т 2000 .

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бук
Петербург 1998
5. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».