МБУ ДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МР «КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН»
Ю:
«ДДТ»
залиева
2024 г.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № -(
от « О А » О Q 2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬ Н ам
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ИТОГРАММА
«Волшебная мастерская »
Направленность: художествен лая
Уровень программы: ознало ггельчт i
Возраст воспитанников: И 1' л л
Срок реализации: 2 года
Педах ог дою пните.
образдпю! я- Магомеде а
Лутх К’угаевна,
с. Новокаякент
2024 г.
Пояснительная записка
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране
нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое
обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и
навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный
подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте,
т.к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно
эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии
творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но
и развивать способности к творчеству. Немаловажно и то, что, ребята
занимаясь в коллективе единомышленников, учатся уважению к труду и
человеку труда, самостоятельности и ответственности за собственные
действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности
самоутвердиться путём достижения определённых результатов в
соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно
воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам
адекватно воспринимать окружающую действительность.
Направленность программы - художественно эстетическая.
Новизна дополнительной образовательной программы объединенш
«Волшебная мастерская » состоит в том, что дети учатся сразу нескольким
основным техникам: работа с бумагой, с природным материалом, с
пластилином, с бросовым материалом. Сегодня, в век технического
образования, необходимо приобщить детей школьного к техническом)
творчеству через игру, занятия по труду. Для конструирования используются
материалы, которых много в нашей повседневной жизни (картонные
упаковки, пластмассовые упаковки одноразового питания, пластиковые
бутылки из-под напитков, различные бумаги и т.д.).
Актуальность. Работа в объединении «Волшебная мастерская» прекрасное средство развития творческого мышления, умственных
способностей, мелкой и средней моторики рук детей . Формируется
целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, развивается техническое
мышление, навыки конструирования.
Практическая значимость. Содержание программы представлено
различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение
обучающимися необходимыми в жизни элементарными приемами у1 юг
работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с
природным и бросовым материалом и т.д.), изготовление игру? ick
аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.
Педагогическая целесообразность. Работа в объединении расширяет г:
углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, г.
также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения,
получаемые детьми на занятиях в творческом объединении «Волш ! на:мастерская». Работа кружка организуется с, учетом опыта детей, их
возрастных и индивидуальных особенностей.
Вид программы - модифицированная разработана с учетом местных
условий, возрастных особенностей учащихся и учебно-воспитательного
режима конкретного детского учреждения
Цель программы объединения развитие творческих способностей
школьников , создание сплоченного детского коллектива через воспитание
трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Основные задачи программы
Обучающие:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке
различных материалов;
- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому
обучению;
- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх,
театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Развивающие:
- формировать потребность в самопознании и саморазвитии;
- способствовать развитию самостоятельности в работе и творческой
активности.
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести
начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- формировать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год - 144 часа, 4 часа в неделю, продолжительность занятия по 2
академических часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год - 216 часов, 6 часов в неделю: занятия проходят 2 раза в неделю
по 3 академических часа или 3 раза в неделю по 2 часа.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий
используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Рекомендуемый возраст детей: 11- 13 лет. Обучение групповое (возможно
индивидуальное). Группа формируется в количестве 13-15 человек по
принципу добровольности. С таким количеством обучающихся можно
осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на
эффективности работы. <>
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения - 144 часа
2 год обучения - 216 часов.
Программа составлена по принципу последовательного усложнения
техники выполнения моделей от простого к сложному.
Формы и режим занятий.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов,
опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников
и условия работы в данной группе.
Программа всех разделов объединения усложняется от занятия к
занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших
форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята
видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим
определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках
обучения:
• - аккуратность;
• - четкость выполнения изделия;
• - самостоятельность выполнения;
• - наличие творческого элемента.
Ожидаемые результаты.
Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки,
самооценка, коллективное обсуждение и др.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• названия ручных инструментов, материалов, приспособлений,
предусмотренных программой;
• правила безопасности труда при работе ручными инструментами;
• правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
• способы обработки различных материалов, предусмотренных
программой.
Обучающиеся должны уметь:
• правильно пользоваться ручными инструментами;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех
видах технического труда;
• организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во
время работы;
• бережно относиться к инструментам и материалам;
• экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки,
угольника;
• самостоятельно изготовлять изделие по образцу;
• правильно выполнять изученные технологические операции по всем
видам труда, различать их по внешнему виду.
Методы обучения
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3.
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы^
1. Выставки детского творчества
2. Участие детей в районных и республиканских выставках декоративно
прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
3. Итоговая аттестация.
Учебно-тематический план 1-й год обучения)
Количество часов
№/
Разделы. Темы.
теория практика
п/п
всего
1.
Вводное занятие. Материалы и
инструменты. ТБ
2
2
2.
<Волшебница природа)
20
2
18
3.
<Бумажная фантазия)
10
2
8
4.
<Вцарстве тканей и нитою
24
2
22
5.
<Пластилиновая страна)
20
2
18
6.
<Остров ненужных вещей, посуды)
24
2
22
7.
Папье - маше
20
2
18
8.
Декупаж
20
2
18
9.
Итоговая аттестация. Заключительное
занятие.
4
2
2
144
18
126
Итого
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения)
Тема 1: Вводное занятие. Материалы и инструменты. ТБ
Теория: знакомство с кружком организацией работы. Знакомство с техникой
безопасности, с материалом и инструментами для работы. Правила
поведения в кабинете для занятий.
Тема 2: «Волшебница природа»
Теория: Работа с природным материалом - изготовление аппликаций;
художественное конструирование. Определение природного материала для
работы изготовления аппликации. Знакомство с художественным
конструированием. Познакомить с основным понятием “композиция”.
Способы и правила её составления.
Практическая работа. Применение формы в композициях 3;
<зк
природного материала, изготовления различных композиций из .
се
орехов, цветов, семян, шишек, желудей, орехов, косточек и т.д.
Тема 3: «Бумажная фантазия»
Теория: Техника безопасности при работе с режущими инструментами
клеями. Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возр :т ш
группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные <
:>бь
ее обработки и использования.
Практическая работа: Выполнение аппликаций из вырезанных ,
мозаика - из элементов, полученных путем обрывания. Пос
усложняется обрывная аппликация. Обрывание производи;
криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесен;
выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не пле те,
объемные аппликации.
Знакомство с искусством мозаики. Выполнение сплошной мот к и
обрывных кусочков, получение полу объёмной мозаики, изменяя
бумажных элементов.
Склеивание объемных елочных игрушек из бумажных пот
скручивание полосок в виде фигурок животных.
Работа в технике оригами изучение основных приемов складьн и- и:
бумаги и базовые формы. Выполнение более сложных объектов з
тк.
оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединят л
композиции.
Тема 4: «В царстве тканей и ниток и использованием остатков»
Теория: Познакомить учащихся с материалами с необходим?
работы. Как можно использовать остатки тканей и нитей для
ок
украшения и художественного оформления изделий.
Практическая работа: Выполнение разных панно из кусочков
Заготовки косичек из ниток для панно.
Тема 5: «Пластилиновая страна»
Теория: При работе с пластилином дети учатся намазывать ш
дву
тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки сте
другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, э.
мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного
для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомств:
видом работы изменяется техника нанесения пластилинового
т
однотонный фон становится разноцветным. Знакомый констру;
ты:
способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных укр
Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска,
отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объедм
изученные способы в работе по собственному замыслу.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матерь:
?г
лепки - пластилином, особенности работы с пластилином,
использовать в своей работе несколько цветов пластилина, о где
маленькие кусочки от основного куска, работать вместе с другими де
общем панно.
Практическая работа: Развитие навыка использования ос
приемов работы (защипление, заминание, вдавливание и
скульптурными материалами - пластилином. Работа с пластикой
формы, изучение приемов передачи в объемной форме фактуры. Вы
различных аппликаций, картин из пластилина.
Тема 6: «Остров ненужных вещей, посуды»
Теория: В качестве бросовых материалов используются плас
бутылки, банки из под чипсов, камни, упаковка от яиц, пустые кое
банки.
Практическая работа: изготовление цветов из пластиковых
изготовление органайзера из банок под чипсов, аппликации км
«Веточка»;
«Ёж-грибник»,
Тема 7:Папье- маше (10 ч.)
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая
прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных
наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной '
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся пртехники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочка бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует га
аккуратности. А в результате можно создать такие замена
произведения, что вы не пожалеете потраченного времен
маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь па
ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни
работы с инструментами, а также овладевает различным \
художественной деятельности - рисованием, аппликацией,
моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различны vi
предметов, что способствует развитию пространстве! того мы и:
наиболее точного восприятия предметов.
Тема8. Декупаж ( 10ч.)
Де купаж (Decoupage или decoupage) это искусство украшения пг
путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со спецн.
эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие
золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например к.коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или с гг
произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаг.
несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и ре
будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционно':-.
с
м.
сг
оа
может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлих
полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как
развития некоторых других видов прикладного творчества, но к
интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Ь
Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту тех
ли китайские крестьяне у кочевников научились способ^ украшаю
вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали
стены погребений своих предков различными аппликациями i
научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка - 'оке в Г
Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы у крас и
фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либс
призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или дек;;
шнурами и тесьмой.
Тема 9: Итоговая аттестация. Заключительное занятие
Теория: Подведение итогов работы кружка за год.
вспоминают темы, изученные в течение года, рассказывают и п.
свои работы, объясняют, чем они им понравились. Проведение гес
по основным темам занятий.
Практическая работа: оформление итоговой выставки, нагрг
лучшие работы.
>
• ;
Учебно-тематический план 2-й год обучения)
Количество часов
Разделы. Темы.
теория практика
всего
№/
п/п
1.
Вводное занятие.
6
3
3
2.
Работа с бумагой
24
6'
18
3.
Лесное царство (поделки из
природного материалов)
18
18
4.
Чудеса своими руками (из
пластилина)
9
9
5.
Предновогодние хлопоты
15
15
6.
Квиллинг
48
7.
Изготовление объёмных открыток к
23 февраля и 8 марта
6
8.
Поделки на основе нитяного кокона
18
3
15
9.
Лоскутное шитьё
33
8
25
10. Изделия из газетных трубочек
33
1
32
11. Итоговая аттестация. Заключительное
занятие.
6
Итого:
216
1
47
6
6
22
194
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Волшебная мастерская:>( год
Тема 1: Вводное занятие. Материалы и инструменты. М
Теория: знакомство с кружком организацией работы. Знаке
техникой безопасности, с материалом и инструментами для заботы
поведения в кабинете для занятий.
Практическая работа:
- объясняю им правила техники безопасности с матер
инструментами для работы, правила поведения в кабине' г где
занятия.
- закрепление правила технике безопасности детьми
Тема2: Работа с бумагой.
Теория: Техника безопасности при работе с режущи . 1 т
клеями. Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех ь
группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различны •
ее обработки и использования.
Практическая работа:
- объяснение техники безопасности с режужими икс \ ? : а:- показ правильного выполнения работы канцелярс им .тожот
- выполнение детьми работу с канцелярским ножом и буит ей
Тема 3: Лесное царство (поделки из природного мачты
Теория: В настоящее время возникает необходимо
; Г
укреплении связи ребёнка с природой и культурой, чрудот и
Сейчас дети всё больше и дальше отдаляются от природы, •
и ценность. Работа с природными материалами пом:г
воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, т;:^ д '
любовь к прекрасному. Занимаясь конструировав те>
материалов, ребёнок вовлекается в наблюдение за пр рэ . : .
ближе знакомится с растительным миром, учится б;у
окружающей среде.
Практическая работа:
- собираем природный материал, сушим
- из желудей делаем топиарий: делаем плотный
вставляем ножку, а потом на шар наклеиваем желуди по
- готовый топиарий красим краской золотой распьпщ
раствору и высохнуть
- берём стаканчик из под сметаны
- разводим раствор и готовый топиарий на ножке в
Тема 4: Чудеса своими руками (из пластилина).
О'
Теория: При работе с пластилином дети учатся намазывав
тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки .
другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками,
мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобрази шло;
для создания аппликаций на картоне и стекле. По мерс л:..ко.:
видом работы изменяется техника нанесения пласти.кидо!
однотонный фон становится разноцветным. Знакомый kohctj
способ лепки усложняется нанесением на изделие наг.силе! д.ч
Лепка животных, людей, посуды выполняется из цокот.:
отдельных частей. На заключительных занятиях дети дс. vo
изученные способы в работе по собственному замыслу.
Практическая работа:
- берём картон и рисунок переводим на картон
- каждую часть рисунка заполняем пластилином по к
Тема 5: Предновогодние хлопоты.
Практическая работа: Делаем игрушки символ год.. . Де. ..
игрушки на ёлочку. Для работы мы можем
гофрированную бумагу, кусочки ткань, ср г нзу
фурнитурой, бисером, паетками.
Тема 6: Квиллинг.
Теория: Изготовление открыток ко дню учите .
вырезания (вырезание из бумаги, сложенной попе там
сложенной в несколько раз, вырезание по частям) Оформлен д
Узоры из бумажных лент - квиллинг. Из истерии
готовых работ. Обсуждение образца, подготовь:’ г : г
эскиза, изготовление картин из бумажных полос
Практическая работа:
- разрезаем цветную бумагу на полоски 0,5 см. и:
модели разного фасона
- берём картон на его наносим рисунок
- заполняем модулями рисунок по цвету
- готовую работу оформляем в рамку
О'
Тема 7: Открытка для мужчин на 23 феврале и д ;
объёмные.
Теория: Изготавливаем открытки из бумаги к
цветы из бумаги, фигурки.
Практическая работа:
Изготовление объёмных открыток к 23 февраля
способ вырезания (вырезание из бумаги, сложенной п
л.
л
бумаги сложенной в несколько раз, вырезание по чаег> л.
изделия.
Тема 8: Поделки на основе нитяного кокона.
Теория: Виды и свойства ниток. Способы изготоч
и
ниток. Правила техники безопасности при работе с к. ч,- ■
Надуваем шарик нужной величины. Обматываем его ни кои
смоченной в клее. Готовый кокон вешаем и сушим до полной.
Дальше украшаем.
Практическая работа:
- разводим клей, берем нитки ирис или № 1С
- пропитываем клеем
- надуваем шарик
- пропитанные нитки клеем наматываем ко шарик л
форму
Тема 9: Лоскутное шитьё.
Теория: История лоскутного шитья. Материалы
шитья. Техника безопасности при работе
инструментами. Виды тканей. Подбор ткани для приди,
цвету. Изготовляем эскиз прихватки. Правила кроя ткани
Практическая работа: Изготовление шаблона для пр ч
шаблону. Отработка навыков работы с иглой Сое
машинные швы. Сборка изделия. Основные приёмы
■
>
шитья. Стёжка. Ручная и машинная стёжка.
Тема 10: Плетение из газетных трубочек.
Теория: Плетение является одним из ,г,;чвш-\
плетении, следует отметить, что существуют огромное
техник и материалов, используемых в этом виде руке о.
V]
одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение
- оригинальное время препровождение, з а н т е л
вид рукоделия, который стал очень популярн
в >
плетении из газетных трубочек можно использоват- с-:
- из листов газеты свёрнутых трубочкой делают л
коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Практическая работа
- газету разрезаем на полоски шириной Зсм
- берём полоску и спицу и скручиваем дчбочч
нужное количество трубочек
- выбираем изделие которое будем делать
- плетём по схеме
■
(у
- готовое изделие красим акриловыми красками или ;
-украшаем изделие
Тема 11: Итоговая аттестация. Заключительное зам*
Практическая работа: Подведение итогов работы. Отче
просмотр работ, выполненными детьми за год, чх
итоговой аттестации.
г
Методическое обеспечение ирогра
Перечень оборудования, инструментов и материал лт
реализации программы: рабочий стол, ножницы, канцелярски
спицы, отрезки ткани, нитки вязанные, газеты,
природный материал, атласные ленты, фурнитура, ' г j о а
Методические рекоменд; v аз:
Задачи данной программы будут выполнены, е
•я
занятии займет позицию «Я хочу это сделать саг а Р
не столько помочь в изготовлении, сколько создал, у
потенциал будет использован полностью.
На занятии должна быть специально ор
направленная на обеспечение понимания це.
о
практической работы, и должным образом с л ал • •
деятельность ребенка по преобразованию материала
теоретическую часть занятия должно отводиться :лро
на практические действия. Это обосновано тем, что
под руководством педагога можно ускорить,
динамичной, веселой, захватывающей фс ±
практические действия должны вестись чете ■
индивидуальном ритме, обеспечивающем форм ро л
на должном уровне. Следует помнить, что восг л
потенциал занятий снижается, если ребенок при
те:
диктовку» учителя по принципу «делай
подражательной деятельности заложены большк
детей, но задержка школьников на этом уро
о
сказывается на их развитии: они станс
беспомощными при решении самых простыл з
инструкционных и технологических карт увели : гл
практическую работу, позволяет наиболее подг :г,самостоятельно, а педагогу иметь большую вс
менее подготовленным детям.
Индивидуальный труд обучающихся во внеурС-л-.
в том, что под общим руководством педагога школы
выполняют интересующие их трудовые задания. 1 с .
трудоемкость этих заданий должны подбираться с
индивидуальных особенностей школьников и боыуюж.всем необходимым для успешного выполнения намечен
Планирование имеет направленность на фирмлр
трудовых умений и навыков. Большое значение при.,
правил культуры труда, экономного расходов!, :я ы
отношения к инструментам, приспособлениям и ма: >р...
Изготовление изделий необходимо строить на р.-. ы ч.
по образцу, рисунку, простейшему чертежу, э сс
ребенка с учетом индивидуальных особенностей и vu..-:.
При изготовлении какого-либо изделия ребе
последовательность выполнения действий, пор:
Пропуск самой незначительной операции или .юор
который нужен в данный момент, - все это сразу
работы.
Главной задачей педагога, проводящего з
iv*.,
развивающем характере обучения, заложенном г
решение этой задачи будет состоять в том, что
объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; ;е. . ,
новыми сведениями, торопить детей и сразу же , .
что-то не получается. Ребенок должен пробоват
учится быть взрослым.
Список литературы, используе МЫИ
МСЩ&А;. G&
1. Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», IV Т.ОО1
2. Выготский Л.С. Воображение и творче
“Просвещение”, Москва 1991.
3. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из б
“Просвещение”, Москва 1982.
4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. L упен
“Искусство в школе”, Москва 1995.
5. С. Соколова. Аппликация и мозаика. - М.:Мзда
Валерии СПД, 2003 - 176 с.
6 .С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: И ;дз:
Валерии СПД; 2003. -240 с.
7. Интернет - ресурсы.
Список литературы, рекомендя
Д-tiа
1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”
1982.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные
Москва 1996.
3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных л е т 2000 .
4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бук
Петербург 1998
5. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы