Здоровье

Физминутки на занятиях декоративно-прикладного творчества, как элемент здоровье сберегающих технологий

18.12.2018

          Педагоги дополнительного образования, зачастую сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приходит на занятия уже уставший, и хотя у него есть желание заниматься, он быстро утомляется и, как правило, не доводит начатое дело до конца. Это связано с тем, что занятия по декоративно-прикладному творчеству и рукоделию, по характеру деятельности, предполагают нагрузки на органы зрения, мышцы рук, ног, туловища.

         Моя задача, как педагога – организовать занятия так, чтобы каждый обучающийся получал качественные знания без ущерба для здоровья.

Одно из обязательных условий организации занятий в образовательном учреждении –   использование здоровьесберегающих технологий, одним из элементов которых являются физминутки.

 

Задания в ДДТ - не шутка,

И в сон тебя усталость клонит.

Запомни: что физкультурная минутка

Твою усталость в миг прогонит.

 

      Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.

       Тема занятия: «Физминутки на занятиях декоративно-прикладного творчества, как элемент здоровье-сберегающих технологий»

     Цель: повышение мотивации педагогов в применении физкультурных минуток в образовательном процессе.

 

Содержание:

·                                 Актуальность

·                                 Рекомендации к проведению

·                                 Комплексы упражнений физкультурных минуток

·                                 Заключение

Что такое физминутка?

·                                 Физминутка –это минутка физических упражнений направленная на снятие усталости.

·                                 Проводятся на начальном этапе утомления (на 12-20 минуте, в зависимости от возраста обучающихся, вида деятельности и сложности заданий).

·                                 Упражнения должны быть занимательны, разными по содержанию и форме, интересны обучающимся, просты в своем выполнении.

·                                 Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты

Задачами физминуток являются:

·                                 Снятие утомления

·                                 Обеспечение активного отдыха

·                                 Повышение внимания и активности детей на последующем этапе занятий обучающихся

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно- прикладного творчества.

Выделим некоторые комплексы упражнений физических минуток:

·                                 Физминутки для снятия общего утомления

·                                 Физминутки для кистей рук и мелкой моторики

·                                 Физминутки для снятия зрительного утомления

 

Музыкальные физминутки: Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Обучающиеся после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

    На любом занятии можно проводить физкультминутки для снятия общего утомления. Чаще всего в практике используют физкультминутки под музыку.

 Давайте вместе попробуем.

(МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ)

    На занятиях обучающиеся работают руками и всем корпусом, что может легко привести к нарушению осанки. Для того чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Чаще всего в практике используют физкультминутки под стихотворные тексты.

 Давайте вместе попробуем.

 

Упражнения для формирования правильной осанки

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

                        (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

                       (Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

                      (Наклон назад, выпрямиться.) 

Поворачиваюсь.

                (Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

               (Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

               (Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

               (Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

                (Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

                (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

               (Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

               (Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

                (Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

               (Повороты туловища направо - налево.)

 Ох, прямешенька спина!

               (Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

              (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

 

Мы старались, мы учились.

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

              (Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

             (Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

            (Приседания.)

Рядом с партою идем,

            (Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

             (Дети садятся за парты.)

 

       Так как на занятиях декоративно-прикладного творчества обучающиеся много работают руками, поэтому некоторые из них могут ощущать дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости и вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев.

   Поэтому на занятиях необходимо проводить физминутки для кистей рук.

(Презентация «Пальчиковая гимнастика»)

 

          90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного школьника огромная, а отдыхают они только во время сна. Поэтому разработаны специальный комплекс гимнастики и упражнений для глаз.Хочу такой сайт

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗМИНКИ ДЛЯ РУК

 

Гимнастика для глаз необходима на занятиях декоративно- прикладным творчеством:

«Гимнастика для глаз»

(выполняется сидя в соответствии со словами педагога)

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

 

 Ах, как долго мы плели.

Ах, как долго мы плели. Глазки у ребят устали.

                       (Поморгать глазами.) 

Посмотрите все в окно, 

                    (Посмотреть влево - вправо.) 

Ах, как солнце высоко. 

                   (Посмотреть вверх.) 

Мы глаза сейчас закроем, 

                  (Закрыть глаза ладошками.) 

В кабинете радугу построим, вверх по радуге пойдем, 

                  (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) 

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

                 (Посмотреть вниз.) 

Жмурься сильно, но держись.

                (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

 

Бабочка.

Спал цветок

         Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

         И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)    Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.

{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

 

Игра «Буратино».

     Буратино своим любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку. «Дерево» - наклоны вперед назад, носом «рисуем» дерево.

Круг.

     Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Квадрат.

      Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 1 до 8, следят за уменьшением носика

 

Упражнение для глаз

    Сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

- глаза вправо - вверх.

- глаза влево - вверх.

- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.

1. Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол. Открыть глаза.

 

Электронные

      «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять 10 минутами внимания, а 10 минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»- убеждал педагогов К.Д, Ушинский.

      Педагог дополнительного образования должен на каждом занятии уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Введение в структуру занятия физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.  

     Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

        И в заключении ещё одна физкультминутка. Я попрошу вас, уважаемые коллеги взять по два шарика зеленого и красного цвета и послушайте меня внимательно:

 

Вот прошло занятие.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтобы занятие пошло всем впрок,

Подвести простой итог!

Если физминутки нам нужны,

Если с ними вы дружны,

Шар зелёный подними!

А красный шар –Я не дружу

Физминутку не хочу!

На уроке мне мешает,

И всё время отвлекает!

Раз,

два,

три,

четыре,

пять –

Начинаем поднимать!

 

Желаю вам, чтоб дети в ваших объединениях

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 



     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».