Ватан

МБУ ДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МР «КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 7
от « 0% » 00 2023 года

•

Д О «ддт»
21

иева
2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Ватан»
Направленность: туристско-краеведческая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст воспитанников: 11-15 лет
Срок реализации: 1 год (144 ч.)

Педагог дополнительного
образования: Магомедкадиева
Гульсара Асадуллаевна

О

с. Новокаякент
2023 г.

Пояснительная записка
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на
патриотизм, как на важнейшую ценность, интригующую не только социальный,
но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно­
исторический и другие компоненты.
Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения патриотизм, т.е.
уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей
страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без
Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек
теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед
Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь,
достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно
справляется музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей - учреждение,
которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и
документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и
представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией
музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает
сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего
детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
В музее школы дети занимаются поиском, хранением, изучением и
систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного
края, различных предметов и документов. Музей выступает как своеобразная
часть музейной сети страны. Собранные экспонаты входят в состав музейного и
архивного фонда России.
Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему
развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его
интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению
Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе
туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно
важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама
обстановка педагогически правильно организованного туристского похода
способствует выявлению и развитию этих качеств. '

Поэтому учебная программа «Туристы-проводники» логично вытекает из самой
сути туристско-краеведческой деятельности. Основной ее смысл заключается в
том, что ребенок, научившись сам основам туризма, впоследствии помогает
педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной
обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей
профессии.
Цели:
- формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств,
художественной культуры края, чувства сопричастности к прошлому и
настоящему малой Родины;
- всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы,
поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к
отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений
- Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван
быть координатором военно - патриотической деятельности, связующей нитью
между другими учреждениями культуры, общественными организациями.
-Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных
условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала,
ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных
и личностно-значимых целей.
-Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных
функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей
(факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.
-Формирование разносторонне развитой личности.
-Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и
краеведения.
Для достижения цели программы решаются следующие задачи:
Образовательные:
• Научить навыкам научно-исследовательской, технической, общественной
деятельности.
• Обучить навыкам поисковой работы,
• Научить описывать и классифицировать исторические сведения и факты.
Boat итательные:
• формирование патриотизма и гражданственности;

• организация творческого досуга учащихся, привлечение к участию в
культурных программах регионального, всероссийского и международного
уровней;
• выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных
исследователей, экскурсоводов;
• укрепление связей между учреждениями культуры, общественными
организациями для решения задач воспитания у детей чувства
гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к
национальной культуре,
• воспитание толерантности по отношению к иным культурам и традициям,
народам
Для решения этих задач необходимо сформировать и развить у детей
жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести
следующие умения и навыки:
* ставить цели;
* принимать решения и решать проблемные ситуации;
* критически мыслить;
* творчески мыслить;
* поставить себя на место другого человека;
* справляться со стрессами и эмоциями;
* позитивно общаться с окружающими;
* осознать себя как личность.
Принципы реализации программы:
необходимо
учитывать
принципы
организации
самодеятельности
объединения для успешной реализации данной программы:
* обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно­
значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и
специальной деятельности;
* насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы,
основой
которых
становится
последовательное
переключение
с
воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
* дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса,
что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли,
находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и
выражать индивидуальность;
* образовательная программа может быть реализована с применением
электронного обучения и дистанционных технологий.

Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в
процессе какой-либо практической деятельности детей. Это поможет
педагогу и ребенку проявлять и закреплять вышеперечисленные качества и
умения в практической деятельности и общении детей в коллективе.
- Учитывая тот факт, что туристско-краеведческая деятельность является
наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания детей, логично
остановиться на обучении детей безопасному поведению в природной среде.
Обучение следует начинать с освоения детьми туристско-краеведческих
умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения. Затем, по
мере совершенствования этих навыков, можно переходить к изучению
вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации.
Новизна данной программы - Инновационное образовательное содержание
программы формируется на концептуальных основаниях проектного,
краеведческого и этнокультурного подходов в педагогике. Краеведческий и
этнокультурный подходы создают содержательное наполнение проектного
подхода, проектный подход формирует методологическую основу технологий
этнокультурного подхода.
В специфике организации занятий во взаимосвязанности краеведческой ,
туристической и музееведческой деятельности. Осуществление такого подхода
создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края
музейно-краеведческими средствами.
Совершенствуя в практической деятельности свою туристско-краеведческую
подготовку, умения действовать в экстремальных ситуациях, обучающиеся в
объединении дети смогут под руководством педагога выработать в себе и
закрепить жизненно важные навыки, перечисленные выше.
Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в
проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристскоспортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для
разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное)
решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с
полной концентрацией средств и сил для достижения поставленных целей выживание с наименьшими потерями. Для этого организуются учебно­
тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным
пребыванием.
Актуальность данной программы в том, что проведение занятий даёт
возможность получать знания и представления об истории, культуре, и природе

родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого
исследования, изучают методики проведения таких исследований. Возможность
организации экскурсии и походов в связи с географическим расположением.
Формы и методы работы
• практическая работа на местности;
• экспедиции, экскурсии;
• туристические поездки;
• занятия в музее: встречи, сборы, собрания;
• уроки мужества, акции;
• изучение исторических событий;
• поисково - собирательная работа
• учено-исследовательская работа.
Педагогические технологии
Работа объединения строится на использовании педагогических
технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в
обучении и воспитании:
• метод проекта;
• метод исследования;
• образовательных путешествий;
• технологии коллективных творческих дел;
• технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
• Организационная и методическая работа.
• Поисково-исследовательская работа.
• Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
• Экскурсионно-массовая работа.
• Учебно-образовательная и воспитательная.
• Работа с фондами.
• Информационно-технологическая работа.
}

о

Методическое обеспечение.
Формы и методы, используемые в работе по программе.
Методы.
1.Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция.
2.Наглядный: использование экспонатов музея, просмотр фотографий,
документов.

3. Практический: ролевые игры, погружение в эпоху древнего быта, экскурсии,
занятия исследования.
4. Методы контроля: теоретические и практические зачёты, тестирование.
Формы занятий: практические занятия групповые и индивидуальные, беседы,
экскурсии, творческие мастерские, игровые программы, викторины, занятияисследования, путешествие в древность по виртуальным странницам
Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по
программе:
/.Экспонаты школьного музея.
2. Видеозаписи.
3. Карты, фотографии, альбомы.
4. Туристское походное снаряжение.
5. Приложение к программе.
Занятия в основном проводятся на базе школьного краеведческого музея
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с воспитанниками ведётся в следующем
направлении:
-Проводятся практические занятия, конференции, утренники, выставки
рисунков, принимают участие в районных и республиканских конкурсах,
совершают экскурсии и походы по родному краю.
-По завершению проведенного мероприятия дети делятся впечатлениями,
снимают видеофильмы.
-Ежегодно воспитанники принимают участие в краеведческих чтениях,
праздниках и встречах в краеведческом музее, в школьном музее
-Исполнительный орган - Совет музея, работает Актив музея, он организует и
осуществляет все виды деятельности. Занимается проведением собраний,
конференций.
Совет музея периодически
- рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации
Программы;
- координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их
работы;
- разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и
повышению эффективности ее реализации.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет
руководитель (Педагог дополнительного образования) и Совет музея.

Работа с родителями.
Родители являются главными помощниками в организации походов, экскурсий,
оказывают посильную помощь в мероприятиях.
На родительских собраниях часто рассматриваются вопросы воспитания, так
как дети в объединении из разных социальных категорий. Как правило, помимо
общего собрания ведутся и индивидуальные беседы с родителями.
Материальная база:
Наличие экспозиции - один из основных, главных признаков любого музея.
Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто единственные в своём
роде документы и предметы.
Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет,
выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо
конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс
(ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в
целом (МЭ).
Музей имеет следующую материально-техническую базу:
- музейное помещение (отдельный оборудованное помещение имеющий 1
выход, одно окно, имеется освещение и отопление, уголок пожарной
безопасности);
- оборудование музея: витрины, стенды, макет очага, стол для занятий;
- Технические средства обучения: —
- туристическое снаряжение (палатки,, рюкзак, медицинские аптечки, и т.д.).
Предполагаемые результаты
Воспитанники должны знать:
• Профили, типы и виды музеев.
• Специфику школьного музея.
• Музейные профессии.
• Функции музея.
• Учёт и хранение музейных предметов.
• Особенности и специфику музейных предметов, их классификацию.
• Принцип построения музейной экспозиции.
• Основные виды туризма.
• Перечень личного и группового снаряжения.
• Основы личной гигиены и оказание доврачебной помощи.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Понятие о топографической карте, основы ориентирования .
Музейные термины.
Типы и виды экскурсий
Методы и приёмы проведения экскурсий.
Профессиональные качества экскурсовода.
Работу со справочной литературой, источниками в архиве.
Виды учебно-исследовательской деятельности.
Основные требования к полевым дневникам.
Перечень личного и командного снаряжения.
Меры безопасности и вопросы охраны природы.
Оказание первой доврачебной помощи.
Воспитанники должны уметь:
• Описать музейный экспонат.
• Работать с инвентарной книгой.
• Рассказать о музейном экспонате.
• Пользоваться архивными документами.
• Подготовить выступление на конференции.
• Владеть туристическими навыками.
• Подготовить и провести экскурсию в краеведческом музее.
• Провести практическое занятие в музее.
• Подготовить выступление на конференцию.
• Записать народную игру. Воспоминания старожилов.
• Описать объект, обряд.
• Оформить полевой дневник.
• Разработать маршрут экспедиции, подготовиться к ней.
• Ориентироваться с помощью карты, компаса.
• Выполнять приёмы первой мед.помощи

Организация учебно - воспитательного процесса
Возраст детей : 11- 15 лет
Направленность программы: туристско-краеведческая
Направление - краеведение и туризм
Срок реализации - 1 год
Часовая нагрузка:
первый год обучения - 144 часа
Уровень сложности: - ознакомительный
Тип программы: Модифицированная, (адаптированная)
Обучение проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное, в
зависимости от характера усвоения изученной темы
м к.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся по 2 часа два раза в
неделю. Тематическое наполнение и почасовая нагрузка отражены в учебно­
тематическом плане. Можно увеличить объемы учебно-тренировочных нагрузок
и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время
организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с
круглосуточным пребыванием.
Особое внимание необходимо уделить вопросам обеспечения безопасности и
предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового
цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Программа предполагает углубленное изучение вопросов выживания и
деятельности туриста, спортсмена в экстремальных условиях природной среды и
непосредственно на дистанциях (этапах) соревнований.
Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение
зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка
к которым должна осуществляться в течение всего года. Она включает
краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с
общественно-туристскими
и
детско-юношескими
организациями
(объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей,
организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической,
морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам
по родному краю.

Учебно - тематический план.
Ознакомительный модуль
«Туристко-краеведческое объединение» 1 год обучения
№
п. Содержание программы
п.

1

2

3

4

5
6

7

8

Количество часов
Тео
рия

Прак Всего
тика

1

1

2

1

1

2

Беседа. Практическое
занятие.

4

8

12

Устные занятия

2

8

10

Вопросы
интервьюирования
Нормы культуры
поведения с пожилыми
людьми
Функции краеведческого
музея

2

4

6

2

2

4

Родной край в истории
государства российского

2

Вводное занятие.
Входная диагностика
воспитанников.
Занятия по технике
безопасности и оказание
первой помощи.
Туристско-краеведческое
направление
воспитанников
Наследие в краеведческом
музее

•

9

Форма контроля

4

6

8

16

16

6

8

о

Виртуальные экскурсии по
музеям

10 Экскурс в историю моей
малой родины

4

2

Беседа; игра;
тестирование

Творческое сочинение
воспитанников
«Наследие, которым я
дорожу»
Лекция, практическое
занятие
Беседа; тестирование

Тестирование по теме:
«Музей - как фактор
формирования
общественной
активности»
Экскурсии по
достопримечательным
объектам природы,
истории и культуры
родного края.
Занятия проходят в
онлайн режиме при
использовании ИКТ
Беседа; Творческие
работы воспитанников на
данную тему (рисунки,
поделки)

11 Организация
краеведческого музея
12 Мы славим имя героя

4

4

8

4

4

8

13 Моя семья и родной край

6

6

12

14 Комплектование фондов
краеведческого музея

6

10

16

6

10

10

12

4

4

2

2

15 Наша школа в истории села 4
и края
2
16 Великая Отечественная
война и Дагестан
17 Экскурсия к
историческому месту
района «Каменные
колодцы»
18 Итоговое занятие
всего

-

144

Подготовка проектов,
выборы Совета музея.
Проведение встречи с
воинамиинтернационалистами
Сбор материалов из
рассказов членов семьи о
событиях, связанных с
историей архивов и
реликвий.
Составление планов
поисково-собирательной
деятельности.
Ведение исторической
хроники летописи школы.
Акции посвященные дню
победы; вахта памяти;
утренник; викторина.
Поход. Конкурс на
технику разложения
палатки и организовать
место для привала.
Итоговая аттестация

Содержание программы (1 год обучения)
Тематическое содержание Туристско- краеведческого объединения
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа)
Знакомство воспитанников. Проведение игры на знакомство. Входная
диагностика воспитанников.
Тема 2. Занятия по технике безопасности и оказание первой помощи. (2
часа)
Теоретическое занятие (1 час) Устное объяснения педагога; Беседа с
воспитанниками.
Практическое занятие. (1 час)
Показать действия оказания первой помощи на манекене.
Тема 3. Туристско-краеведческое направление воспитанников (12 часов)
Теоретические занятия (4часа) Цели, задачи, участники музейного движения.
Целевые программы. Формы участия в движении. Музей как организационно методический центр детского объединения. Организация участия воспитанников
в местных, региональных и всероссийских краеведческих программа
Практические занятия (8 часов)
Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по принятию
туристско-краеведческой программы объединения.
Тема 4. Наследие в краеведческом музее (16 часов)
Теоретические занятия (10 часов) Понятие об историко-культурном и
природном наследии, о формах быта и культурного наследия. Законодательство
об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и
изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
.* о
использования.
Практическое занятие (бчасов)
Творческое сочинение воспитанников «Наследие, которым я дорожу».
Экскурсия в музей.
Тема 5.Вопросы интервьюирования. (6 часов)

Теоретическое занятие (2 часа) Виды исследований общественного мнения.
Секреты интервьюирования.
Практическое занятие (4часа)
Взять интервью и составить анкету
Тема 6. Нормы культуры поведения с пожилыми людьми (4часа)
Теоретическое занятие (2 часа) Провести беседу как мы должны говорить и
вести себя со взрослыми;
■

ц

Практическое занятие (2часа)
тестирование
Тема 7. Функции краеведческого музея (12 часов)
Теоретические занятия (12 часа) Полифункциональность краеведческого
музея: общественная организация объединяющая детей и взрослых разных
поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ
документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия;
школа профессиональной ориентации детей.
Тема 8. Родной край (Дагестан) в истории государства российского (10
часов)
? 7 *>
Теоретические занятия (6 часов) Мифология по истории заселения родного
края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи
истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности
природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (4 часа)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры
родного края.
Тема 9. Виртуальные экскурсии по музеям (16 часов)
/

о

Практические занятия
Занятия проводятся при использовании информационно коммуникативных
технологий. При помощи специальных сайтов таких как «rusmuzeum.ru»
Часть 1. Путешествие по крупнейшим музеям России:
1. Русский музей (Россия. Санкт-Петербург)

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Эрмитаж (Россия. Санкт-Петербург)
Третьяковская галерея (Россия. Москва)
Центральный музей Великой Отечественной Войны (Россия. Москва)
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской
академии наук ((Россия. Санкт-Петербург)
Аничков Дворец (Санкт-Петербург)
Музеи Дагестана
Исторический Парк «Россия - моя история» (Махачкала)
Национальный музей Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи (Махачкала)
Дагетсанский музей изобразительного искусства им. П.С.Гамзатовой
(Махачкала)
Часть 2. Путешествия по музеям Европы:
1. Галерея Уффицы (Италия, Флоренция)
2. Музей искусств Метрополитен (США. Нью-Йорк)
3. Британский музей (Великобритания. Лондон)
4. Музей Ван Гога (Нидерланды. Амстердам)
5. Лувр (Франция. Париж)
6. Театр- музей Сальвадора Дали (Испания. Фигерас)
7. Национальный музей (Польша. Краков)
8. Прадо (Испания. Мадрид)
9. Видеогалерея НАСА (США)

Тема 10. Экскурс в историю моей малой родины (Мой район, мое село) (10
часов)
Теоретические занятия (4 часа) Изучение истории села; Летопись истории
переселения;
Практические занятия (6 часов)
Составить карточки летописи села. Составление маршрута; Творческие работы.
Тема 11. Организация краеведческого музея (6 часов)
}

о

Теоретические занятия (3 часа) Музей как общественное учебно­
исследовательское объединение воспитанников. Профиль и название музея.
Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива музея.
Учредительные документы музея.
Практические занятия (3 часов)

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции
школьного музея. Выборы исполнительных органов музея: Совета музея,
руководителя музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) музея и утверждение его
состава.
Тема 12. Мы славим имя героя (8 часов)
Теоретические занятия (4 часа) Проведение беседы; выявление воинов
интернационалистов окончивших нашу школу;
Практические занятия (4 часа)
Составление списков; проведение встречи ч воинами интернационалистами.
Тема 13. Моя семья и родной край (12 часов)
Теоретические занятия (бчаса) Что такое семья, род? Семейные предания,
традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи.
Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание
семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 14. Комплектование фондов музея (9 часов)
Теоретические занятия (Зчаса) Организация поисково-собирательской работы.
Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы.
Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор
предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об
исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения.
Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в
процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий.
Практические занятия (6 часов)
Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания экспонатов
музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление
планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей
между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов
походов и экспедиций.
Тема 15. Наша школа в истории района (12 часов)
Теоретические занятия (6 часов) История школы. Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края.
Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный
.*

О

музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных
и республиканских архивах.
Практические занятия (6 часов) Выявление педагогов и выпускников школы
разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников,
выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и
выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической
хроники и летописи школы.
Тема 16. Великая Отечественная война и Дагестан (12 часов)
Теоретические занятия (2 часа) Беседы на тематику ВОВ: какое участие
принимал Дагестан; о героях; и т.д.
Практические занятия (10 часов)
Просмотр видеофильма; выставка рисунков; проведение акций, утренников,
участие в вахте памяти.
Тема 17. Экскурсия к историческому месту района «Каменные колодцы» (4
часа)
Теоретические занятия - О
Практическое занятие (4 часа)
Поход; конкурс на разложения палатки; организация привала в походе
Тема 18. Итоговое занятие (2 часа)
Практическое занятие 2
Итоговая аттестация воспитанников

о

Список использованной литературы:
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе.
- М , ЦДЮТиК, 2002.
2. Балабанов И.В. Однодневные походы. М: Издатель И.В.Балабанов,2003
3. Бардин К. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981.
4. Энциклопедия туриста. -М .: Большая Российская энциклопедия, 1993.
5. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.:
ЦДЮТК МО РФ, 2002.
6. Сайты для краеведов http://sarsckr.narod.ru/sites/sites.html.

'Vi.

о


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».