МБУ ДО «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» МР «КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН» Принята на заседании педагогического совета Протокол № 7 от « 0% » 00 2023 года • Д О «ддт» 21 иева 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Ватан» Направленность: туристско-краеведческая Уровень программы: ознакомительный Возраст воспитанников: 11-15 лет Срок реализации: 1 год (144 ч.) Педагог дополнительного образования: Магомедкадиева Гульсара Асадуллаевна О с. Новокаякент 2023 г. Пояснительная записка За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интригующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно исторический и другие компоненты. Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется музей. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. В музее школы дети занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Музей выступает как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России. Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Сама обстановка педагогически правильно организованного туристского похода способствует выявлению и развитию этих качеств. ' Поэтому учебная программа «Туристы-проводники» логично вытекает из самой сути туристско-краеведческой деятельности. Основной ее смысл заключается в том, что ребенок, научившись сам основам туризма, впоследствии помогает педагогу в обучении младших, новичков. Эта деятельность при благоприятной обстановке может стать определяющей в выборе обучающимся своей будущей профессии. Цели: - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; - всемерное содействие развитию навыков исследовательской работы, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений - Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно - патриотической деятельности, связующей нитью между другими учреждениями культуры, общественными организациями. -Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей. -Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях. -Формирование разносторонне развитой личности. -Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения. Для достижения цели программы решаются следующие задачи: Образовательные: • Научить навыкам научно-исследовательской, технической, общественной деятельности. • Обучить навыкам поисковой работы, • Научить описывать и классифицировать исторические сведения и факты. Boat итательные: • формирование патриотизма и гражданственности; • организация творческого досуга учащихся, привлечение к участию в культурных программах регионального, всероссийского и международного уровней; • выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экскурсоводов; • укрепление связей между учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, • воспитание толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам Для решения этих задач необходимо сформировать и развить у детей жизненно важные умения и навыки. К их числу необходимо отнести следующие умения и навыки: * ставить цели; * принимать решения и решать проблемные ситуации; * критически мыслить; * творчески мыслить; * поставить себя на место другого человека; * справляться со стрессами и эмоциями; * позитивно общаться с окружающими; * осознать себя как личность. Принципы реализации программы: необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения для успешной реализации данной программы: * обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности; * насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности; * дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность; * образовательная программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в процессе какой-либо практической деятельности детей. Это поможет педагогу и ребенку проявлять и закреплять вышеперечисленные качества и умения в практической деятельности и общении детей в коллективе. - Учитывая тот факт, что туристско-краеведческая деятельность является наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания детей, логично остановиться на обучении детей безопасному поведению в природной среде. Обучение следует начинать с освоения детьми туристско-краеведческих умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения. Затем, по мере совершенствования этих навыков, можно переходить к изучению вопросов поведения при возникновении экстремальной ситуации. Новизна данной программы - Инновационное образовательное содержание программы формируется на концептуальных основаниях проектного, краеведческого и этнокультурного подходов в педагогике. Краеведческий и этнокультурный подходы создают содержательное наполнение проектного подхода, проектный подход формирует методологическую основу технологий этнокультурного подхода. В специфике организации занятий во взаимосвязанности краеведческой , туристической и музееведческой деятельности. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Совершенствуя в практической деятельности свою туристско-краеведческую подготовку, умения действовать в экстремальных ситуациях, обучающиеся в объединении дети смогут под руководством педагога выработать в себе и закрепить жизненно важные навыки, перечисленные выше. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристскоспортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил для достижения поставленных целей выживание с наименьшими потерями. Для этого организуются учебно тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием. Актуальность данной программы в том, что проведение занятий даёт возможность получать знания и представления об истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучают методики проведения таких исследований. Возможность организации экскурсии и походов в связи с географическим расположением. Формы и методы работы • практическая работа на местности; • экспедиции, экскурсии; • туристические поездки; • занятия в музее: встречи, сборы, собрания; • уроки мужества, акции; • изучение исторических событий; • поисково - собирательная работа • учено-исследовательская работа. Педагогические технологии Работа объединения строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: • метод проекта; • метод исследования; • образовательных путешествий; • технологии коллективных творческих дел; • технологии проблемного обучения. Ведущие направления деятельности: • Организационная и методическая работа. • Поисково-исследовательская работа. • Экспозиционная и учетно-хранительная работа. • Экскурсионно-массовая работа. • Учебно-образовательная и воспитательная. • Работа с фондами. • Информационно-технологическая работа. } о Методическое обеспечение. Формы и методы, используемые в работе по программе. Методы. 1.Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой, лекция. 2.Наглядный: использование экспонатов музея, просмотр фотографий, документов. 3. Практический: ролевые игры, погружение в эпоху древнего быта, экскурсии, занятия исследования. 4. Методы контроля: теоретические и практические зачёты, тестирование. Формы занятий: практические занятия групповые и индивидуальные, беседы, экскурсии, творческие мастерские, игровые программы, викторины, занятияисследования, путешествие в древность по виртуальным странницам Перечень основных пособий, материалов, используемых при работе по программе: /.Экспонаты школьного музея. 2. Видеозаписи. 3. Карты, фотографии, альбомы. 4. Туристское походное снаряжение. 5. Приложение к программе. Занятия в основном проводятся на базе школьного краеведческого музея Воспитательная работа. Воспитательная работа с воспитанниками ведётся в следующем направлении: -Проводятся практические занятия, конференции, утренники, выставки рисунков, принимают участие в районных и республиканских конкурсах, совершают экскурсии и походы по родному краю. -По завершению проведенного мероприятия дети делятся впечатлениями, снимают видеофильмы. -Ежегодно воспитанники принимают участие в краеведческих чтениях, праздниках и встречах в краеведческом музее, в школьном музее -Исполнительный орган - Совет музея, работает Актив музея, он организует и осуществляет все виды деятельности. Занимается проведением собраний, конференций. Совет музея периодически - рассматривает ожидаемые результаты, уточняет механизм реализации Программы; - координирует взаимодействие исполнителей Программы и обмен опытом их работы; - разрабатывает рекомендации и предложения по уточнению Программы и повышению эффективности ее реализации. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет руководитель (Педагог дополнительного образования) и Совет музея. Работа с родителями. Родители являются главными помощниками в организации походов, экскурсий, оказывают посильную помощь в мероприятиях. На родительских собраниях часто рассматриваются вопросы воспитания, так как дети в объединении из разных социальных категорий. Как правило, помимо общего собрания ведутся и индивидуальные беседы с родителями. Материальная база: Наличие экспозиции - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы. Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ). Музей имеет следующую материально-техническую базу: - музейное помещение (отдельный оборудованное помещение имеющий 1 выход, одно окно, имеется освещение и отопление, уголок пожарной безопасности); - оборудование музея: витрины, стенды, макет очага, стол для занятий; - Технические средства обучения: — - туристическое снаряжение (палатки,, рюкзак, медицинские аптечки, и т.д.). Предполагаемые результаты Воспитанники должны знать: • Профили, типы и виды музеев. • Специфику школьного музея. • Музейные профессии. • Функции музея. • Учёт и хранение музейных предметов. • Особенности и специфику музейных предметов, их классификацию. • Принцип построения музейной экспозиции. • Основные виды туризма. • Перечень личного и группового снаряжения. • Основы личной гигиены и оказание доврачебной помощи. • • • • • • • • • • • Понятие о топографической карте, основы ориентирования . Музейные термины. Типы и виды экскурсий Методы и приёмы проведения экскурсий. Профессиональные качества экскурсовода. Работу со справочной литературой, источниками в архиве. Виды учебно-исследовательской деятельности. Основные требования к полевым дневникам. Перечень личного и командного снаряжения. Меры безопасности и вопросы охраны природы. Оказание первой доврачебной помощи. Воспитанники должны уметь: • Описать музейный экспонат. • Работать с инвентарной книгой. • Рассказать о музейном экспонате. • Пользоваться архивными документами. • Подготовить выступление на конференции. • Владеть туристическими навыками. • Подготовить и провести экскурсию в краеведческом музее. • Провести практическое занятие в музее. • Подготовить выступление на конференцию. • Записать народную игру. Воспоминания старожилов. • Описать объект, обряд. • Оформить полевой дневник. • Разработать маршрут экспедиции, подготовиться к ней. • Ориентироваться с помощью карты, компаса. • Выполнять приёмы первой мед.помощи Организация учебно - воспитательного процесса Возраст детей : 11- 15 лет Направленность программы: туристско-краеведческая Направление - краеведение и туризм Срок реализации - 1 год Часовая нагрузка: первый год обучения - 144 часа Уровень сложности: - ознакомительный Тип программы: Модифицированная, (адаптированная) Обучение проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное, в зависимости от характера усвоения изученной темы м к. Курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся по 2 часа два раза в неделю. Тематическое наполнение и почасовая нагрузка отражены в учебно тематическом плане. Можно увеличить объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием. Особое внимание необходимо уделить вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. Программа предполагает углубленное изучение вопросов выживания и деятельности туриста, спортсмена в экстремальных условиях природной среды и непосредственно на дистанциях (этапах) соревнований. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она включает краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Учебно - тематический план. Ознакомительный модуль «Туристко-краеведческое объединение» 1 год обучения № п. Содержание программы п. 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов Тео рия Прак Всего тика 1 1 2 1 1 2 Беседа. Практическое занятие. 4 8 12 Устные занятия 2 8 10 Вопросы интервьюирования Нормы культуры поведения с пожилыми людьми Функции краеведческого музея 2 4 6 2 2 4 Родной край в истории государства российского 2 Вводное занятие. Входная диагностика воспитанников. Занятия по технике безопасности и оказание первой помощи. Туристско-краеведческое направление воспитанников Наследие в краеведческом музее • 9 Форма контроля 4 6 8 16 16 6 8 о Виртуальные экскурсии по музеям 10 Экскурс в историю моей малой родины 4 2 Беседа; игра; тестирование Творческое сочинение воспитанников «Наследие, которым я дорожу» Лекция, практическое занятие Беседа; тестирование Тестирование по теме: «Музей - как фактор формирования общественной активности» Экскурсии по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Занятия проходят в онлайн режиме при использовании ИКТ Беседа; Творческие работы воспитанников на данную тему (рисунки, поделки) 11 Организация краеведческого музея 12 Мы славим имя героя 4 4 8 4 4 8 13 Моя семья и родной край 6 6 12 14 Комплектование фондов краеведческого музея 6 10 16 6 10 10 12 4 4 2 2 15 Наша школа в истории села 4 и края 2 16 Великая Отечественная война и Дагестан 17 Экскурсия к историческому месту района «Каменные колодцы» 18 Итоговое занятие всего - 144 Подготовка проектов, выборы Совета музея. Проведение встречи с воинамиинтернационалистами Сбор материалов из рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Ведение исторической хроники летописи школы. Акции посвященные дню победы; вахта памяти; утренник; викторина. Поход. Конкурс на технику разложения палатки и организовать место для привала. Итоговая аттестация Содержание программы (1 год обучения) Тематическое содержание Туристско- краеведческого объединения Тема 1. Вводное занятие. (2 часа) Знакомство воспитанников. Проведение игры на знакомство. Входная диагностика воспитанников. Тема 2. Занятия по технике безопасности и оказание первой помощи. (2 часа) Теоретическое занятие (1 час) Устное объяснения педагога; Беседа с воспитанниками. Практическое занятие. (1 час) Показать действия оказания первой помощи на манекене. Тема 3. Туристско-краеведческое направление воспитанников (12 часов) Теоретические занятия (4часа) Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Музей как организационно методический центр детского объединения. Организация участия воспитанников в местных, региональных и всероссийских краеведческих программа Практические занятия (8 часов) Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции по принятию туристско-краеведческой программы объединения. Тема 4. Наследие в краеведческом музее (16 часов) Теоретические занятия (10 часов) Понятие об историко-культурном и природном наследии, о формах быта и культурного наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и .* о использования. Практическое занятие (бчасов) Творческое сочинение воспитанников «Наследие, которым я дорожу». Экскурсия в музей. Тема 5.Вопросы интервьюирования. (6 часов) Теоретическое занятие (2 часа) Виды исследований общественного мнения. Секреты интервьюирования. Практическое занятие (4часа) Взять интервью и составить анкету Тема 6. Нормы культуры поведения с пожилыми людьми (4часа) Теоретическое занятие (2 часа) Провести беседу как мы должны говорить и вести себя со взрослыми; ■ ц Практическое занятие (2часа) тестирование Тема 7. Функции краеведческого музея (12 часов) Теоретические занятия (12 часа) Полифункциональность краеведческого музея: общественная организация объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Тема 8. Родной край (Дагестан) в истории государства российского (10 часов) ? 7 *> Теоретические занятия (6 часов) Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Практические занятия (4 часа) Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Тема 9. Виртуальные экскурсии по музеям (16 часов) / о Практические занятия Занятия проводятся при использовании информационно коммуникативных технологий. При помощи специальных сайтов таких как «rusmuzeum.ru» Часть 1. Путешествие по крупнейшим музеям России: 1. Русский музей (Россия. Санкт-Петербург) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Эрмитаж (Россия. Санкт-Петербург) Третьяковская галерея (Россия. Москва) Центральный музей Великой Отечественной Войны (Россия. Москва) Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук ((Россия. Санкт-Петербург) Аничков Дворец (Санкт-Петербург) Музеи Дагестана Исторический Парк «Россия - моя история» (Махачкала) Национальный музей Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи (Махачкала) Дагетсанский музей изобразительного искусства им. П.С.Гамзатовой (Махачкала) Часть 2. Путешествия по музеям Европы: 1. Галерея Уффицы (Италия, Флоренция) 2. Музей искусств Метрополитен (США. Нью-Йорк) 3. Британский музей (Великобритания. Лондон) 4. Музей Ван Гога (Нидерланды. Амстердам) 5. Лувр (Франция. Париж) 6. Театр- музей Сальвадора Дали (Испания. Фигерас) 7. Национальный музей (Польша. Краков) 8. Прадо (Испания. Мадрид) 9. Видеогалерея НАСА (США) Тема 10. Экскурс в историю моей малой родины (Мой район, мое село) (10 часов) Теоретические занятия (4 часа) Изучение истории села; Летопись истории переселения; Практические занятия (6 часов) Составить карточки летописи села. Составление маршрута; Творческие работы. Тема 11. Организация краеведческого музея (6 часов) } о Теоретические занятия (3 часа) Музей как общественное учебно исследовательское объединение воспитанников. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива музея. Учредительные документы музея. Практические занятия (3 часов) Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов музея: Совета музея, руководителя музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) музея и утверждение его состава. Тема 12. Мы славим имя героя (8 часов) Теоретические занятия (4 часа) Проведение беседы; выявление воинов интернационалистов окончивших нашу школу; Практические занятия (4 часа) Составление списков; проведение встречи ч воинами интернационалистами. Тема 13. Моя семья и родной край (12 часов) Теоретические занятия (бчаса) Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Практические занятия (6 часов) Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Тема 14. Комплектование фондов музея (9 часов) Теоретические занятия (Зчаса) Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного значения. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Практические занятия (6 часов) Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания экспонатов музея. Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций. Тема 15. Наша школа в истории района (12 часов) Теоретические занятия (6 часов) История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный .* О музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Практические занятия (6 часов) Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Тема 16. Великая Отечественная война и Дагестан (12 часов) Теоретические занятия (2 часа) Беседы на тематику ВОВ: какое участие принимал Дагестан; о героях; и т.д. Практические занятия (10 часов) Просмотр видеофильма; выставка рисунков; проведение акций, утренников, участие в вахте памяти. Тема 17. Экскурсия к историческому месту района «Каменные колодцы» (4 часа) Теоретические занятия - О Практическое занятие (4 часа) Поход; конкурс на разложения палатки; организация привала в походе Тема 18. Итоговое занятие (2 часа) Практическое занятие 2 Итоговая аттестация воспитанников о Список использованной литературы: 1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М , ЦДЮТиК, 2002. 2. Балабанов И.В. Однодневные походы. М: Издатель И.В.Балабанов,2003 3. Бардин К. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. 4. Энциклопедия туриста. -М .: Большая Российская энциклопедия, 1993. 5. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002. 6. Сайты для краеведов http://sarsckr.narod.ru/sites/sites.html. 'Vi. о